1920 год был первый мирный год, без войны и революций. Латвийская Республика была провозглашена 18 ноября 1918 года, но в это время продолжалась война, уже не Первая мировая, а за независимость Латвии, и одновременно существовало несколько правительств (Улманиса, Стучки, Ниедре). В январе 1920 года вся территория Латвии была освобождена и государство стало существовать де факто, Латвийская Республика появилась на карте Европы (де юре она была признана ещё через год, 26 января 1921-го). Режица стала “латвийской”. Жили ещё по законам Российской Империи и спешили создавать свои - прошли выборы в законодательный орган страны - Учредительное Собрание (Satversmes sapulce), готовились к выборам в городскую думу. Однако в июне мирная жизнь города вновь была нарушена – Режица содрогнулась от антисемитских эксцессов.
Газета "Сегодня" № 127 от 10 июня 1920 года |
“В воскресенье, 6 июня, в 3 часа дня, весь город был взволнован происшедшими беспорядками. Были учинены бесчинства, выразившиеся в разгроме ряда магазинов по главной улице и всего базара, так что население города осталось положительно без всяких съестных припасов.Погром привлёк низы городского населения, причём началось немилосердное расхищение товаров. Особенную энергию проявили женщины, принявшиеся растаскивать имеющиеся на рынке товары.На главной улице пострадали магазины: бакалейная торговля Лоткина, кожевенная Фалькова, часовые магазины Реттова, Таубина и другие, разбито много витрин. Во многих магазинах громилы разграбили кассы. Разграблены также квартиры наиболее зажиточных евреев: заводчика Гельда, мельника Луфта, торговца Лоца и др., причём многие из них подверглись сильному избиению. Масса случаев нападения на отдельных лиц, избиений и ограблений на улицах".
Фамилии Реттов и Таубин возможно написаны неточно. Таубин - быть может, это известный режицкий фотограф Ицик Таубкин.
В понедельник 7 июня Городская дума собралась на экстренное заседание. На повестке дня был один вопрос: “как реагировать городскому самоуправлению на вчерашние выступления солдатской массы против городского населения, преимущественно еврейского, и какие должны быть приняты меры для избежания повторения вчерашних эксцессов”. С эмоциональной речью выступил гласный Плинер, он сказал, что «такого несчастья, как вчерашний случай массового грабежа и насилия наш город не знал ни в самые тёмные времена царизма, ни во время большевистского режима». Была отправлена телеграмма председателю Учредительного Собрания господину Чаксте с просьбой оказать защиту городу. Гласный Гродзинский предложил незамедлительно организовать городскую самоохрану, которую можно создать на основе уже существующего Пожарного общества, произвести регистрацию пострадавших, а также учредить при городской управе постоянное дежурство, куда население могло бы обращаться за помощью, как только понадобится.
Для выяснения ситуации в Режицу из Риги приехали члены еврейской фракции Учредительного Собрания Леопольд Фишман и Исаак Берз. Социал-демократ Берз, вернувшись из поездки, заявил, что события должны быть квалифицированы как погром, так как имелись все признаки такового: “не только грабили, но и уничтожали то, что не поддавалось грабежу, разбивали зеркала, стёкла”. Господин Берз высказал также мысль, что погром был безусловно организован, так как “начался одновременно в трёх местах и молодцы все были вооружены новоприготовленными палками”. День не был базарным, однако в город понаехали из деревень бабы с пустыми корзинками и мешками - знали, что можно будет пограбить.
Газета “Сегодня” № 134 от 18 июня 1920 года |
Через десять дней события повторились - бушевавшая толпа разгромила несколько еврейских лавок (Йоффе, Вольфсона и Гордина), квартир, а также каменную синагогу. Несколько евреев было избито на улицах города.
«Не успела ещё Режица забыть события, происшедшие в начале месяца, как 17 июня вновь группой громил были учинены бесчинства; разграблена среди белого дня на ул. Свободы кожевенная торговля Йоффе, ограблены в центре города квартиры: заготовщика обуви Серебро, причём сам он был избит и, спасаясь, выпрыгнул в окно, и лавочницы Найшуль, у которой громилы, чуть ли не вместе с пальцами, сорвали с руки обручальное кольцо. Вечером того же дня громилы, в количестве 30-40 человек, забрались в каменную синагогу, находящуюся в районе базара, где, пригрозив сторожу, взломали железный денежный ящик и, похитив деньги, медные подсвечники и прочую более ценную утварь, спокойно удалились». (Газета “Сегодня”, 22.06.1920).
Настроение в городе было подавленное, люди боялись выходить на улицу.
“При малейшем уличном скандале возникает паника и все лавки тотчас же закрываются. В 9 часов вечера в городе уже не встретишь ни души. Не видно обычно гуляющей по вечерам публики в городском саду, спектакли в местном общественном собрании частной публикой почти не посещаются”, - писала газета “Сегодня”.
В общей сложности в Режице пострадало 92 человека, получили увечья несколько десятков, убитых не было. Было разгромлено 27 еврейских лавок и 5 квартир. (Сведения из Российской Еврейской Энциклопедии и газет).
Городская Управа назначила комиссию для оценки убытков, нанесённых гражданам, они составляли несколько сот тысяч рублей. Компенсация такой суммы для города была непосильна.
Режицкая Еврейская община отправила своих представителей в Ригу, “чтобы ходатайствовать о принятии мер для восстановления нормальной жизни в Режице”. Этими представителями были Ефим Гродзинский, Мойше Мантейфель и Кусиель Калманович, в Риге к ним присоединился депутат Учредительного Собрания Фишман. Делегация была принята министром-президентом Карлом Улманисом 21 июня в 2 часа дня. В беседе с министром-президентом был затронут и вопрос о возмещении убытков пострадавшим. Господин Улманис заявил, что “правительство, в интересах Латвии, борется с подобными явлениями, которые не должны иметь место в свободной Латвии. Будет произведено строжайшее расследование как самих явлений, так и причин, которыми они вызваны”.
Можно ли называть события в Режице летом 1920 года погромом, мнения историков расходятся. Безусловно, они не были столь кровавыми, как погромы в России в начале века, но в Режице, да и во всей Латвии, погромов до этого не было, события были чрезвычайными.
Я пишу эти строки в июне 2020 года, события происходили ровно 100 лет назад.
Перед смертью моя двоюродная бабушка сказала мне, что ее дядя Нахум был членом городского совета Резекне. Трискин Нахум Ефромович. Есть ли в ваших архивах информация о нем? Или какая-нибудь информация о семье Трискиных?
ОтветитьУдалитьДумаю, что речь идёт о семье Трифскиных. О некоторых из них есть упоминания в моём блоге. Можно легко найти, набрав фамилию в поиске.
УдалитьМожет быть Вы сможете, что-то рассказать о Трифскине на фотографии 1926 года?
Из архивных данных знаю, что две сестры Трифскины - Хая, 1897 г.р., и Хана, 1900 г.р., были учительницами в Еврейской Основной школе. Эфроим Трифскин был гласным городской думы в 1918 и 1925 году. Нахум мне не встречался.
Среди выпускников Еврейской гимназии было четыре Трифскина, ссылка на список учеников есть в посте "Еврейская гимназия. Первый год работы".
Напишите, что Вы знаете о семье, это очень ценно и интересно.