Список статей

Список статей

Название города   Когда евреи жили в Режице   И.О. Венедиктов и его "Буклет-справочник"  "Уездный лекарь, наделённый да...

Ефим Гродзинский. Университет и начало врачебной деятельности

Alma Mater Ефима Гродзинского - Императорский Харьковский  университет

Харьков. Императорский университет. Открытка 
У нынешнего Харьковского университета есть сайт электронного архива. На нём выложены "Списки студентов" за все годы существования этого учебного заведения. Каждый учебный год представлен отдельной книгой, списки составлены в алфавитном порядке по факультетам и семестрам. Среди студентов медицинского факультета я нашла и своего деда Ефима (Хаима) Гродзинского.

Список студентов Императорского Харьковского университета на 1896/97 уч.г.
Этот документ содержит много интересных сведений. Прежде всего место рождения - не Вильно, как считалось у нас дома, а какое-то местечко Угда Минской губернии (при уточнении правильное название Узда). Кроме того указано сословие - "мещане" и то, что был Хаим Гродзинский ратником (военнообязанным). Дата рождения 2 апреля 1873-й (она фигурирует и в последующих документах до 1905 года, после чего меняется на 24 марта 1871 года). Время поступления в университет - 16 августа 1893 года и "Место предварительного воспитания" - 2-я Виленская гимназия.
Из Вильны в Харьков Ефим Гродзинский приехал вместе с другом, одноклассником по гимназии Гавриилом Пузырийским. Вместе они закончили и университет. 

Почему Ефим поехал учиться в Харьков? Думаю, что сыграла роль процентная норма для студентов-евреев  - в Москве и Петербурге она была 3%, в остальных городах 5-10%. Но на деле в Харьковском университете число еврейских студентов было значительно большим. В 1897/98 акад. году в университете училось 1496 студентов, из них 404 (27%) были иудейского вероисповедания, а на медицинском факультете их было 337 из 806 (42%). Возможно это не единственный фактор, повлиявший на его выбор. 

Общие сведения о числе студентов в 1897/98 году по вероисповеданию

Порядки в университете были строгими. Студентам запрещалось: жениться, носить усы, курить, ходить в театр и трактир, вступать в тайные связи и общества. Они должны были носить форменную одежду: фуражка тёмно-зелёного сукна, мундир из того же сукна, застёгивающийся на девять металлических пуговиц, сюртук, шаровары, пальто, галстук, перчатки и башлык верблюжьего цвета - всё было строго регламентировано. (Журнал Министерства народного просвещения, 1885 ). Но мне кажется, правила не очень-то соблюдались - на фотографиях выпускников очень многие из них с бородой и усами. В семейном архиве нет ни одной фотографии Ефима Гродзинского - студента. Возможно у него таки не было форменной одежды? 

Взглянуть на жизнь университета конца XIX - начала XX века  позволяют фотографии одарённого  харьковского фотографа-художника А.М. Иваницкого (1854 - 1920). Он был новатором в своём деле - одним из первых использовал метод фотоколлажа. Советской власти талантливый фотограф оказался не нужен: "Дворянин. Бежал из Харькова. Расстрелять". Поделюсь двумя коллажами Иваницкого из альбома "К 100-летию Харьковского университета " (1905 г.). 

"Кабинеты и лаборатории медицинского факультета Императорского Харьковского Университета" 

"Студенческое общежитие Императорского Харьковского Университета"

Алексей Иваницкий был автором и нескольких выпускных альбомов университета, в том числе и Выпуска врачей 1898 года. В альбоме есть фотографии 108 выпускников, отсутствуют 59, в том числе и  Хаим Гродзинский, получивший выпускное свидетельство в этом году. 


Фотографии выпускников размещены на десяти страницах. На каждой несколько профессоров и несколько выпускников. Оформление каждой страницы своеобразно и не повторяется.  Приведу одну для примера.




Проследить жизненный путь врача в Российской Империи позволяет справочник "Российский Медицинский Список". Он издавался ежегодно. Врач, прибывая на место службы или вольной практики, заполнял в двух экземплярах карточку, один экземпляр которой отсылался в Медицинский департамент, а другой оставался в местном управлении. На основании этих карточек и составлялся "Список". "Списки" рассылались во все аптеки империи, и аптеки были вправе отпускать лекарства только по рецептам врачей, значившихся в "Списке".

Имя Ефима Гродзинского появляется в "Российском Медицинском Списке" через два года после окончания университета, в 1901 году, так как в первые годы он работал на эпидемии чумы или холеры где-то на юге России, и сведения оттуда в департамент, очевидно, не подавались. В 1901 году он служил земским врачом в деревне Золотово, потом в городе Сураже и городе Тихвине (см. Curriculum vitae), а в 1906-07 годах - в Санкт-Петербурге.


РМС на 1901 год. Стр. 108
Гродзинский Хаим Гирш. 73 Л. 98. Зем. вр. Д. Золотово, Тихв., Новгор. 

Ефим и Татьяна Гродзинские.
Возможно снимок сделан сразу после свадьбы, у обоих кольца на левой руке.
Свадьба была 14 августа 1901 года.
 В справочнике "Весь Петербург на 1906 год" можно найти, что он проживал по адресу Малый Охтенский переулок 35. В 1907 году по этому адресу числится только его жена Тауба Менделевна Гродзинская. В это время Ефим Григорьевич очевидно уехал обосновываться в Режицу, потому что в сентябре 1907 года они уже были там вместе и у них родился сын Виктор - мой папа.

Весь Петербург. 1906

Весь Петербург. 1907

Некоторые подробности о первых годах пребывания Ефима Гродзинского в Режице я нашла в Памятных книжках Витебской губернии. Памятные книжки - провинциальные справочники, издаваемые в Российской Империи. 

Памятная книжка Витебской губернии на 1912 год  


В 1912 году доктор Гродзинский в списке вольнопрактикующих врачей. Адрес "Б.Николаевская, соб. д." - вызывает сомнения. На Б.Николаевской может быть они и жили в 1912 году, но очень маловероятно, что это был их собственный дом.

В Памятной книжке на 1914 год Хаим Гиршевич Гродзинский - и.д. [исполняющий дела] городового врача.
Доктор Гродзинский с супругой Татьяной Эммануиловной и сыном Виктором.
Режица, ок. 1912 г.

2 комментария:

  1. Очень необычное оформление выпускного альбома, прямо авангард, даже не верится, что такое могло быть в конце 19-го века! А кости и скальпели настоящие приклеены?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, меня тоже поразил альбом. Кости и инструменты похоже, что настоящие.

      Удалить