Мои дедушка с бабушкой - Ефим и Татьяна Гродзинские - поселились в Режице в 1906 году. Все их родные жили в других городах - Вильне, Пскове, Москве, однако, судя по семейным фотографиям, все любили ездить друг к другу в гости. А вот на чём они передвигались, я плохо представляла. Была ли уже в Режице железная дорога или ездили на лошадях? Стала искать, сходила в латвийский железнодорожный музей, в результате появился этот “железнодорожный” пост.
Карта Режицы 1901 года |
В начале ХХ века, как кстати и сегодня, Режицу пересекали две железные дороги. С севера на юг проходила Петербурго-Варшавская линия, входившая в состав Северо-Западных железных дорог, она была открыта уже в 1860 году. Вторая - Московско-Виндавская (Вентспилсская) железная дорога - была построена позже, в 1901 году, она пересекала Режицу с востока на запад. Московско-Виндавская дорога была одноколейной, однако с её открытием Режица стала важным пересадочным пунктом - железнодорожным узлом.
На каждой из дорог был построен свой вокзал, и поэтому в черте города получились две железнодорожные станции Режица. Расстояние между ними было около трёх километров. Для обеспечения связи между станциями построили передаточную рельсовую ветку (её хорошо видно на карте). Расписание поездов на обеих дорогах было согласовано, так что пассажиры, следующие из Москвы, могли пересесть в петербургский поезд. Таким образом Москва имела сообщение с Варшавой и Берлином. Режичане же имели возможность добраться по железной дороге как в обе столицы, так и в такие города, как Псков, Двинск, Вильну, с которыми многие были тесно связаны. Рига в царское время не имела такой притягательной силы, как Петербург и Москва, это был крупный губернский город, но не столица. Когда же Латвия стала независимой, дорога в Ригу приобрела первостепенное значение.
Обе режицкие станции были открыты в 1901 году. Они отличались по своему статусу. Станция Петербурго-Варшавской дороги была III класса, а одноколейной Московско-Виндавской - IV класса. Всего было четыре класса, первый - самый высокий. Различия между III и IV классами были существенными. Вот какое описание я нашла в интернете.
«Вокзалы, точнее пассажирские здания, на станциях III класса были построены из кирпича, а на станциях IV класса — из дерева. В каждом из них были: помещение для почты, ламповая, где светильники заправляли керосином, отдельные служебные помещения коменданта, агента службы движения, телеграфиста и, конечно, зал ожидания с круглыми, так называемыми «утермарковскими» печами. В вокзалах III класса непременно был буфет с деревянным, обсыпанным землёй ледником для хранения провизии. В вокзалах III класса строили «отхожия места каменныя, отопляемыя», а на станциях IV класса — «холодныя, деревянныя, с каменными выгребами». http://history.rw.by/zheleznye_dorogi/stroitelstvo_pervyh_dorog/
“Ж.Д. Станция Режица” Петербурго-Варшавской дороги, находящаяся на 417 версте от Петербурга, была построена в 1901 году, “Режица I” она стала называться с 1919 года. Находилась эта станция на юго-западной окраине города, за Ковшовым озером.
"Железнодорожная Станция Режица" - Режица I. (Путешествие по Петербурго-Варшавской железной дороге. Часть 2). |
Этот красивый вокзал сегодня увидеть нельзя, он был разрушен во время Второй мировой войны. Современная станция Резекне I была построена в 1950-е годы. В ней уже нет былого величия, да и железнодорожная линия Петербург-Варшава утратила своё значение, на ней больше нет пассажирского сообщения. Резекне I стала маленькой товарной станцией.
Современная станция Резекне I. |
Режица II - станция IV класса Московско-Виндавской железной дороги - выглядела заурядной и не пользовалась такой популярностью у фотографов, как величавая Режица I. Фотографии этой станции трудно найти. Мне удалось разыскать две.
Станция Резекне II в 1920 - 1925 годы. Фото из газеты "Панорама Резекне". |
Вторую фотографию мне любезно прислал эксперт по истории железных дорог Латвии Том Алтберг. Его рассказ (на латышском языке) о значении Резекненского железнодорожного узла можно послушать здесь.
Станция Резекне II. Между 1925 - 1935 годами. Фотография из научного архива Фонда Латвийского индустриального наследия. |
Единственное сооружение, которое сохранилось до наших дней, это водонапорная башня. Водонапорные башни были непременным атрибутом железнодорожных станций, когда тягловой силой были паровозы.
Водонапорная башня на станции Резекне II. |
В наше время статус двух резекненских станций поменялся - главным вокзалом стал Резекне II, откуда идут поезда в Ригу.
Станция Резекне II сегодня. |
На этом рассказ о двух вокзалах заканчивается.
В качестве постскриптума ещё несколько фотографий. Первые две - необычный взгляд на здание вокзала Режица I через Ковшовое озеро (из коллекции музея железнодорожного транспорта).
Ковшовое озеро. На противоположном берегу виден вокзал "Режица I". |
Почти тот же вид, чуть с другим ракурсом. Очень похоже, что это снято со двора дома, где жила семья Гродзинских.
Ещё одна интересная “железнодорожная” фотография из Путешествия по Петербургско-Варшавской железной дороге. Часть 2.
Двойная труба на 452 версте. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий