Список статей

Список статей

Название города   Когда евреи жили в Режице   И.О. Венедиктов и его "Буклет-справочник"  "Уездный лекарь, наделённый да...

Записки генерала-еврея

Этот пост об уникальном человеке - еврее, который в царской России дослужился до генерала. Он был героем Русско-японской войны, обладателем самых почётных наград и орденов. Однако имя его мало кому известно. Это уроженец Режицы Михаил Владимирович Грулёв (1858 - 1943). Он оставил книгу интереснейших мемуаров "Записки генерала-еврея", которая была издана в Париже в 1929 году. В СССР о генерале-еврее и его книге замалчивали. Единственный экземпляр этой книги был в библиотеке им. Ленина.

Грулев.jpg
М.В. Грулёв



Михаил Владимирович Грулёв родился в 1858 году в Режице, умер в 1943 в Ницце. Он был младшим сыном в многодетной еврейской семье. Получил традиционное еврейское образование в хедере. В юности писал стихи на древнееврейском. Потом головокружительная военная карьера.

Я родился и вырос в еврейской семье, в черте еврейской оседлости, отделявшей евреев, казалось, непроходимой пропастью от всякого доступа к какой бы то ни было карьере государственной службы. И, однако, волей судьбы, я стал генералом генерального штаба, мог занять место временно-исправляющего должность военного министра (в 1909 г.) и ездить с докладом к Николаю II... 

Вышел в отставку Грулёв в звании генерал-лейтенанта в 1912 году, после чего уехал из России и поселился в Ницце.

Генерал Грулёв был не только военным,  он был также историком и талантливым публицистом. Его мемуары написаны очень увлекательно, живым языком. Кроме повествования о своей жизни автор рассказывает много интересного об укладе жизни и обычаях евреев в Российской Империи.
Я не буду пересказывать все перипетия кочевой жизни Михаила Владимировича. На сегодняшний день о нём написано немало статей, например Ильи Куксина, Льва Бердникова.
Моя подборка касается рассказов об еврейских традициях и о Режице.

Начну с фрагментов о еврейском быте и обычаях.

Об отношении евреев к дню рождения.

Точно определить время рождения в еврейской среде не так просто, как это бывает при метрических записях в церковных приходах или в гражданских учреждениях. Прежде всего у евреев нет обычая праздновать день рождения - ни вначале, ни впоследствии. В библейской литературе проводится даже мысль, что выделение дня своего рождения есть акт нескромности: все мы рождаемся ничтожными, и только в дальнейшем или заслуги в жизни делают нас достойными внимания, или же мы проходим наш жизненный путь, как незаметные тени.

В еврейской традиции не было фамилий.

Носил ли мой дед и прадед фамилию Грулёв, я не знаю, потому что никаких бархатных или коленкоровых книг у евреев, конечно, не было. Да и фамилии, вообще, среди евреев введены были только лет сто тому назад, одновременно с так называемой «первой ревизской сказкой». Тогда от евреев потребовали, чтобы глава семьи, помимо имени, имел и фамилию. 

О строгости отношений с детьми.
Здесь уместно отметить удивительную суровость отношений, существовавшую в то время в еврейском быту между родителями и детьми-подростками. Это может показаться странным, так как всем, напротив, хорошо известны большая любовь и нежность еврейских родителей к детям, доходящие часто до самопожертвования. Но почему-то в прежнее время у старозаветных евреев признавалось как бы непристойным проявлять внешне нежность и любовь к детям-подросткам. Не знаю, чем это объяснить, но это так. Мне врезалось в память воспоминание, как мой покойный отец, не видавший одно время своей семьи около месяца, нежно обнял меня, 12-летнего мальчика, и поцеловал при свидании. Потому-то и запомнился мне этот поцелуй, что не часто это повторялось.

О заключении браков.


Брачный союз решался исключительно родителями с обеих сторон. Подбор производился, конечно, отчасти по признакам социального и материального положения; но важным стимулом служила в отношении жениха его учёность - знание талмуда, а в отношении невесты - знатность рода («яхсен»): есть ли какой-нибудь раввин в близкой или дальней родне и т.п., и тогда определялась сумма приданного со стороны невесты. Молодым приходилось начинать жизнь с ничего. Чтобы облегчить такое положение, выговаривался обыкновенно, вдобавок к приданному, год-другой жизни у родителей невесты на всём готовом. Молодые за это время могли осмотреться и, прежде всего, исполняя завет «плодиться и множиться», нарожать детей, обеспечивая, в большинстве случаев, прирост нищих.

О потрясающей бедности.

Удивительно, как это все хорошо знают богатства Ротшильда или какого-нибудь Полякова, хотя их мало кто видел, но никто знать не хочет повальной нищеты массового еврейского населения, которая у всех перед глазами. 

О судьбе кантонистов. Кантонисты - это дети солдат, они принадлежали к военному ведомству в силу своего происхождения, а также еврейские дети-рекруты.

Малолетних детей 7-10 летнего возраста «забривали» в солдаты и угоняли «на край света». На этапных пунктах, среди ночи, просыпались эти ребятишки-солдаты, с плачем призывая «маму»; и бедный солдат-дядька беспомощно бился с этой детворой, не зная, что делать, не будучи в состоянии даже понимать свою команду.

Режица в 1860-е годы.

Небольшой в то время, а теперь богатый и сильно разросшийся г. Режица состоял из одной длинной улицы
[речь идёт о современной улице Латгалес], прорезавшей почти весь город из конца в конец, сплошь занятой разными торговыми заведениями, принадлежавшими почти исключительно евреям. К этой большой улице с одной стороны почти вплотную примыкали бесконечные поля и огороды, которыми владели преимущественно русские жители города.

Русские власти старались перевести базар в новую часть города, за рекой, и насадить там новую жизнь, но это плохо удавалось: вся торговля, базары, магазины, все жизненные функции города и его населения видно крепко срослись со старой нерусской частью города; а на противоположном конце города, далеко за рекой, оставались изолированными присутственные места, православная церковь, разные казённые учреждения и квартиры чиновников. 

О появлении в городе правительственной школы грамотности - Еврейского Казённого училища.


В г. Режице открытие начальной школы в середине 60-х годов обставлено было большой торжественностью, в присутствии властей, с произнесением речей и пр. Первый контингент учеников насчитывал что-то около нескольких десятков мальчиков, преимущественно великовозрастных.
Большой крашенный дом, где помещалось училище, с вывеской, на которой под золотым орлом значилось золотыми буквами - «Еврейское Казённое Училище», - служил немалой приманкой для детей, привыкших к убогой лачуге своего хедера. Ещё большей приманкой служило то, что по праздничным дням, т.е. по субботам, мальчики - ученики школы - предпринимали загородные прогулки стройными рядами и, щеголяя знанием русского языка, распевали «Птичку Божью» или ещё какую-то другую русскую песенку.

Ортодоксальные евреи, т.е. подавляющее большинство, немало ворчали на новшества, которые, по их мнению, имели одну цель - выращивать «гоев» из еврейских детей.


Грулёв М.В. 1885 г.

Мне трудно было отобрать фрагменты для блога, хотелось просто перепечатывать всю книгу.




1 комментарий:

  1. Анонимный24.12.2023, 01:11

    Здравствуйте, моего прадеда звали Абрамъ Давидович ( Давидовъ- Аббовъ) Плинер, ръжицкий мещанинъ. Его дату рождения не знаю, знаю что в 1910, 1915, 1916 годах у него рождались дети.. я нашла среди учеников Плинера Давида, он может быть его папой? Вы не знаете как это можно проверить?

    ОтветитьУдалить