Список статей

Список статей

Название города   Когда евреи жили в Режице   И.О. Венедиктов и его "Буклет-справочник"  "Уездный лекарь, наделённый да...

Курьёзы из врачебной практики

Доктор Тынянов записывал различные  курьёзы из врачебной практики и бытовые картинки,  которые озаглавил "Записки старого доктора". Выборку из этих "Записок" опубликовал М.А. Нянковский в книге "О тех, кого помню и люблю". Я выбрала несколько зарисовок.


~~~
Заходит ко мне крестьянин (латыш) и просит средство от кашля. Я ему разъясняю, что нельзя давать средства без исследования больного, что после исследования можно знать, какое средство нужно назначить, чтобы оно помогло, и предлагаю ему дать себя исследовать. Сняты тулуп, рубашка , и я исследую: выстукиваю, выслушиваю. Ничего ненормального в лёгких. Спрашиваю: когда Вы больше кашляете, днём или ночью.
- Да я не кашляю ни днём, ни ночью.
Я: - Зачем же Вы просите лекарство от кашля ?
- Да жена моя кашляет.

~~~
Приходит ко мне больной (старовер).
- Болен я!
- Что же у Вас болит?
- Голова у нас не болит.
- А в боку у Вас болит, колет?
- У нас в боку не колет.
- А кашель у Вас есть?
- Нет, и кашля у нас нет.
- Так чем же болен?
- Да я кашляю.
- Как же, ведь Вы только что сказали, что кашля у Вас нет.
- У нас никто не кашляет. Только я один кашляю ...

~~~
На приём заходит мужчина (еврей) высокого роста, плечистый, с длинной окладистой бородой.
- Что Вам?
- Была у меня сегодня большая досада, и матка подступила у меня к горлу ...

~~~

Входят ко мне на приём муж с глухой женой (евреи). Больна жена. Вопросы, мной предлагаемые, передаются мужем жене громким голосом близко к её уху и с жестами рук. Среди других вопросов я спрашиваю, сколько у больной детей. Муж наклоняется к уху жены и громко ей кричит:
- Доктор спрашивает, сколько у тебя детей ...

~~~
Ксендз жалуется на головные боли. На мой вопрос, в какой части головы ощущается больше боль, он точно мне определяет:
- Боль ощущается в заднице головы.

~~~
Приходит мать (еврейка) с ребёнком на приём. По исследовании больного ребёнка прописываю рецепт.
Я: - Как зовут ребёнка?
Мать, конфузливо улыбаясь, вспоминая:
- Хм?! Хм?! Ах?! Гиршкэ!
- А как фамилия?
- N.
После некоторой паузы:
- Господин доктор!
Это моего старшего сына зовут Гиршкэ, а этого зовут Лейбкэ...

~~~
Приезжаю к больному (еврею-талмудисту). Исследую и назначаю пилюли.
- Г-н доктор, можно у Вас кое-что спросить:
Я даю разрешение.
- В Талмуде написано, что часть чего-либо хотя и вредного теряется и уничтожается в 60 частях общей безвредной среды. Это постановление Талмуда, с которым мы, евреи, считаемся. Вот я Вам, г-н доктор, предлагаю вопрос: как может действовать н не теряться маленькая пилюлька в такой массе человеческого тела?..

~~~
Приглашают меня к больному старику (еврею). Приезжаю. Спрашиваю, что болит.
- Г-н доктор, ничего у меня не болит, и чувствую я себя хорошо; но с некоторого времени меня часто без всякой видимой причины позывает на вздохи и охание, и "охается". Я и решил, что вероятно, я болен; не знаю чем (я не доктор), но, если бы я не был болен, я бы ведь не охал...


Доктор Тынянов рассказывает о различном отношении пациентов к порошкам. Один больной утверждал, что ему порошки не помогают. Другая - "чопорная маленького роста жеманная старушка" - сохраняла не только рецепт, прописанный ранее, но и все до одной бумажки от порошков.

Ещё более усердной оказалась пациентка моего дедушки, доктора Гродзинского. Женщина попросила выписать лекарство от головной боли, такое, как её покойному мужу, добавив, что те порошки уже совсем истрепались. Выяснилось, что старик прикладывал порошок ко лбу, и голова переставала болеть.

Прошло более 100 лет со времени, когда врачевал доктор Тынянов. Современная медицина достигла невероятных успехов. Врачи обладают огромным арсеналом средств для диагностики. Никто сегодня так тщательно не выслушивает, а перкуссия (выстукивание) вообще, мне кажется, забыта. Изменились и лекарственные формы. Молодое поколение и не знает о пилюлях и порошках, которые изготовлялись в аптеках. Я не против прогресса, но испытываю какую-то щемящую тоску по тому стародедовскому укладу медицины. Закончу словами Антуана де Сент-Экзюпери.

"Я верю, придет день, когда мы, заболев и не ведая причины недуга, доверимся физикам, которые, ни о чем у нас не спрашивая, возьмут кровь, выведут на основании её анализа несколько величин, после чего, заглянув в таблицу логарифмов, исцелят нас какой-нибудь пилюлей. И все-таки, случись мне заболеть, я, пожалуй, пойду к старому сельскому врачу, который взглянет на меня искоса, пощупает мой живот, выслушает мои легкие, потом, немного покашляв, раскурит свою трубочку, почешет бороду и, чтобы вернее меня исцелить, улыбнется мне... Разумеется, я преклоняюсь перед Наукой. Но я преклоняюсь и перед Мудростью".


1 комментарий:

  1. Замечательный пост! С такой доброй улыбкой, такой щемяще-ностальгический и такой современный!

    ОтветитьУдалить