Список статей

Список статей

Название города   Когда евреи жили в Режице   И.О. Венедиктов и его "Буклет-справочник"  "Уездный лекарь, наделённый да...

1919 год. Дело о взятках

В этом посте (одном из серии о 1919 годе) - рассказ о нравах, царивших в Режицкой тюрьме.
Дело № 642  слушалось на заседании Революционного Военного Трибунала 15-ой Армии в Великих Луках 17 августа 1919 года. В этом деле фигурируют некоторые известные режицкие еврейские фамилии. Предлагаю краткий пересказ приговора суда с частично сохранённой орфографией оригинала.


ЛГИА. Фонд Р-259, оп.1, дело 4
В деле идёт речь о нескольких эпизодах.

Некий режицкий слесарь А.А.ПЕТРОВСКИЙ, будучи тайным агентом Особого отдела, одной рукой своими доносами бросал в тюрьму невинных граждан, а другой - вымогал за освобождение их крупные суммы денег, сам процесс освобождения остался для трибунала тайной. Так, Петровский говорил определённо жене заключённого ЛАБЕЦКОГО, что может освободить её мужа за деньги. Узнав, что от бедных Лабецких получить деньги нет возможности, брался освободить его за хороший обед.

Начальник тюрьмы Р.П. ЕРУМ-ЛЕПКАЛН вместе с секретарём Режицкого Ревкома Н.Т. ПАВЛОВЫМ водили приговорённого к расстрелу бывшего пристава КУДРЯВЦЕВА к нему на квартиру для того, чтоб там закусить и выпить, обнадёжив его ложными обещаниями об изменении приговора. Кудрявцев перед своей смертью говорил сокамерникам, что Павлов его обманул.


Гражданин НАГЛИ Абель Хаимович, ничего общего не имея с Советскими учреждениями, выставлял себя за человека, имеющего дела с Особым отделом. За освобождение гр-на и гр-ки ГРЕЙСМАН [очевидно речь идёт о режицком фотографе] он взял 5 тысяч рублей.

Ещё один эпизод касается Ефима Борисовича МОНТЕЙФЕЛЯ, а вернее людей, которые пытались его спасти. Ефим Монтейфель состоял секретарём Режицкого Военного Совета. В июле 1919 года он был приговорён к расстрелу за содействие пропусками спекулянтам. Его родственница, жительница Вараклян, Софья Абрамовна САНДЛЕР, узнав о беде, нависшей над близким ей человеком, обратилась к известному ей вымогателю Петровскому и, войдя в соглашение с последним, дала ему 20 тысяч рублей за освобождение Ефима Монтейфеля. Сама она таких денег не имела и собрала их с родственников и знакомых, указанных ей Монтейфелем. В сборе денег участвовали ГЕР Гельман Захарович, МОНТЕЙФЕЛЬ Гена Берковна, ЁФЕТ Израиль Йосифович [возможно это Азриель Яфет - заведующий еврейской основной школой], МАМИОФЕ Израиль Лейзерович и ФАЙНШТЕЙН Хаим Давидович. Петровский деньги взял, но Монтейфель освобождён не был.

Трибунал постановил.
Трёх человек - ПЕТРОВСКОГО, который своими действиями подрывал авторитет Советской власти,  ЕРУМА-ЛЕПКАЛНА, который доверенный ему дом изоляции превратил в дом торга и взяточничества, и НАГЛИ, подлые поступки которого также порочили Советскую власть,  - изъять из среды общества, подвергнув расстрелу. Приговор привести в исполнение в течение 24-х часов с момента объявления, т.е. с 4-х часов 18 августа 1919 года.
По поводу работника Особого отдела вымогателя ПАВЛОВА и гр-ки САНДЛЕР, виновной в даче взятки, у членов трибунала не было единого мнения, благодаря чему смертная казнь обоим была заменена 10 годами тюремного заключения.
Всех остальных граждан, дававших деньги, наказали только штрафом в десятеричном размере той суммы, которую каждый из них давал.
Что же касается Ефима Борисовича Монтейфеля, трибунал решил ходатайствовать о его помиловании за помощь в раскрытии настоящего дела, в котором Монтейфель фигурировал главным свидетелем. Ефим Монтейфель продолжал быть секретарём Режицкого Военного Совета.




Комментариев нет:

Отправить комментарий