Далеко не все родители могли, да и не все хотели, обучать своих детей в гимназиях, но дать детям начальное образование хотели все. Еврейская Основная школа в Режице существовала ещё в царское время, она была открыта в середине 80-х годов 19 века. Языком обучения был родной для детей идиш. Документов долатвийского периода я не видела. Не отважусь рассказывать и о всех перипетиях школы в латвийское время. Поделюсь лишь сведениями, почерпнутыми из отчёта заведующего Еврейской Основной школы АЗРИЕЛЯ ЙОФФЕТА (ЯФЕТА) за 1920 год.
К началу 1920 года школа была четырёхклассной и в ней училось около 200 детей. Положение школы к этому времени было крайне плачевным - предшествующие тому несколько лет войны и революций разорили город и его жителей.
Школа располагалась в каменном двухэтажном доме. На верхнем этаже было пять комнат, в нижнем три. Отапливалось здание дровами - было четыре печки. Занятия однако часто прерывались, так как топить было нечем. (Прерывались они также и тогда, когда менялась власть, что бывало неоднократно, правда было это до 1920 года). Как сказано в отчёте, “воду брали из колодца, освещения не требовалось, огорода при школе не было”.
Школа нуждалась в элементарных вещах.
“Для приведения здания школы в порядок требовалось вставить стёкла, установить клозеты, вешалки и 5 классных досок. Кроме того необходимы двойные оконные рамы, поправка печей, парты на 100 человек, 6 столиков, 6 табуреток, 1 шкап, починить двери, окна и лестницу”.
В расписании на 1919/20 уч. г. были следующие предметы: иврис, идиш, математика, латышский, русский, немецкий, география, естествоведение, история, рисование, пение, гимнастика.
Учебники были не по всем предметам. По еврейскому и русскому языкам, а также по арифметике, было несколько книг. Для обучения языкам использовались вырезки из газет. За неимением классных досок писали на печах - “обыкновенно буквы рисовались мелом на печах”.
Сведения об успехах учеников не предоставлялись, так как не было классных журналов, а “определить успехи по отметкам учителей в своих записных книжках крайне трудно”.
Заканчивается отчёт заведующего перечнем вещей, выданных Американской миссией Красного Креста: 48 пар чулок, 64 шарфика, 112 полотенец, 50 простынь и 50 полотенец.
Как и все еврейские школы, режицкая находилась в ведении Еврейского отдела Министерства просвещения. Для переписки часто использовали почтовые открытки. Вот одна из таких открыток, написанная Йоффетом.
ЙОФФЕ ШЛЁМА ГИРШ, 1862 г.р. (Древнееврейский)
ТРИФСКИНА ХАЯ, 1897 г.р. (Математика)
ТРИФСКИНА ХАНА, 1900 г.р. (Русский язык и история)
ЭТКИН ГИРШ, 1895 г.р. (Идиш, еврейская история. Единственный "посещал высшую школу")
СМОРГОНСКАЯ ИТА, 1895 г.р.
БОРЦ МЕРА, 1899 г.р.
МЕЛАМЕД СОЛОМОН, 1887 г.р.
ЛОЙШ СОЛОМОН, 1881 г.р.
В 1921 году школа переехала в новое здание - дом Ривоша на Большой Николаевской улице. В ней уже было шесть классов, а считая параллельные, их было десять. Условия улучшились и теперь заведующий ходатайствовал уже о проведении в школу электричества. “Четыре класса школы будут заниматься часов до шести при огне, для чего придётся провести в эти классы электричество по две лампочки, то же и в учительскую. Электричество придётся провести на крыльцо и в комнату сторожихи по одной лампочке”.
В 1922 году количество учеников увеличилось до 380. Вопрос о выделении параллельных классов в отдельную 2-ую Основную школу стал предметом жесточайшего противоборства между различными группами общины.
Источники: ЛГИА. Фонды 2125 и 3806.
К началу 1920 года школа была четырёхклассной и в ней училось около 200 детей. Положение школы к этому времени было крайне плачевным - предшествующие тому несколько лет войны и революций разорили город и его жителей.
Школа располагалась в каменном двухэтажном доме. На верхнем этаже было пять комнат, в нижнем три. Отапливалось здание дровами - было четыре печки. Занятия однако часто прерывались, так как топить было нечем. (Прерывались они также и тогда, когда менялась власть, что бывало неоднократно, правда было это до 1920 года). Как сказано в отчёте, “воду брали из колодца, освещения не требовалось, огорода при школе не было”.
Школа нуждалась в элементарных вещах.
“Для приведения здания школы в порядок требовалось вставить стёкла, установить клозеты, вешалки и 5 классных досок. Кроме того необходимы двойные оконные рамы, поправка печей, парты на 100 человек, 6 столиков, 6 табуреток, 1 шкап, починить двери, окна и лестницу”.
В расписании на 1919/20 уч. г. были следующие предметы: иврис, идиш, математика, латышский, русский, немецкий, география, естествоведение, история, рисование, пение, гимнастика.
Учебники были не по всем предметам. По еврейскому и русскому языкам, а также по арифметике, было несколько книг. Для обучения языкам использовались вырезки из газет. За неимением классных досок писали на печах - “обыкновенно буквы рисовались мелом на печах”.
Сведения об успехах учеников не предоставлялись, так как не было классных журналов, а “определить успехи по отметкам учителей в своих записных книжках крайне трудно”.
Заканчивается отчёт заведующего перечнем вещей, выданных Американской миссией Красного Креста: 48 пар чулок, 64 шарфика, 112 полотенец, 50 простынь и 50 полотенец.
Как и все еврейские школы, режицкая находилась в ведении Еврейского отдела Министерства просвещения. Для переписки часто использовали почтовые открытки. Вот одна из таких открыток, написанная Йоффетом.
Открытка Йоффета от 25.09.1920 года. Ответ Департамента: настоящим доводим до Вашего сведения, что за крайней неразборчивостью почерка не оказалось возможным ознакомиться с его содержанием.
Учителя, работавшие в Режицкой 1-ой Основной Еврейской школе в 1920-21 году
ЙОФФЕТ АЗРИЕЛЬ, 1878 г.р. (Еврейский, древнееврейский, русский, математика)ЙОФФЕ ШЛЁМА ГИРШ, 1862 г.р. (Древнееврейский)
ТРИФСКИНА ХАЯ, 1897 г.р. (Математика)
ТРИФСКИНА ХАНА, 1900 г.р. (Русский язык и история)
ЭТКИН ГИРШ, 1895 г.р. (Идиш, еврейская история. Единственный "посещал высшую школу")
СМОРГОНСКАЯ ИТА, 1895 г.р.
БОРЦ МЕРА, 1899 г.р.
МЕЛАМЕД СОЛОМОН, 1887 г.р.
ЛОЙШ СОЛОМОН, 1881 г.р.
В 1921 году школа переехала в новое здание - дом Ривоша на Большой Николаевской улице. В ней уже было шесть классов, а считая параллельные, их было десять. Условия улучшились и теперь заведующий ходатайствовал уже о проведении в школу электричества. “Четыре класса школы будут заниматься часов до шести при огне, для чего придётся провести в эти классы электричество по две лампочки, то же и в учительскую. Электричество придётся провести на крыльцо и в комнату сторожихи по одной лампочке”.
В 1922 году количество учеников увеличилось до 380. Вопрос о выделении параллельных классов в отдельную 2-ую Основную школу стал предметом жесточайшего противоборства между различными группами общины.
Источники: ЛГИА. Фонды 2125 и 3806.
Спасибо огромное! Хана Трифскина была моей прабабушкой!
ОтветитьУдалить