После поста о выборах несколько эпизодов из первого года работы думы, а также немного о демократических веяниях, царивших в 1920 году в Латвии, и о том, как запечатлелись они в архитектуре Риги.
Верность принципам демократии была основой работы Режицкой думы. На первом заседании, сразу же после утверждения состава думы, председатель доктор Гродзинский выразил уверенность, что работа думы "принесёт пользу городу и всей демократии Латвии". Эта мысль подтверждается и в других официальных заявлениях. Мне показался интересным текст, даже не столько текст, сколько адресат приветственной телеграммы в честь второй годовщины независимости Латвии. Она была отправлена 18 ноября 1920 года Учредительному собранию, именно его считают "хозяином земли Латвийской", а не Чаксте или Улманиса и от него ждут справедливых законов.
"Режицкая Городская Дума, собравшись в торжественном заседании во вторую годовщину объявления независимости Латвии, шлёт хозяину земли Латвийской - Учредительному собранию Латвии от граждан города всех национальностей свои поздравления и пожелания закончить свой высший труд, обеспечив молодое государство Латвии справедливыми и хорошими основными законами и привести его к счастливой мирной жизни".
Демократические принципы не только провозглашались, но и осуществлялись. Одним из первых постановлений думы было решение печатать все воззвания, объявления, исходящие от администрации, а также таблички с названиями улиц на трёх языках - латгальском, русском и еврейском. (К сожалению, уже в 1925 году подобное объявление было напечатано на двух языках - латгальском и русском). Была узаконена работа еврейских лавок и магазинов по воскресеньям, а не по субботам. Неделя в еврейских школах, в том числе и государственных, начиналась с воскресенья и заканчивалась в пятницу, дети не учились в еврейские праздники.
Объявление о подготовке к выборам в 1922 году. |
Соблюдение демократических принципов не всегда было лёгкой задачей. Интересы различных слоёв горожан, прежде всего богатых и бедных, были разными. Горячие споры нередко переходили в шум и ругань, из-за чего заседания приходилось прерывать. Несмотря на это, преодолевая натиск с разных сторон, дума принимала решения, не отступая от принципов демократии.
Для подтверждения вышесказанного приведу два эпизода из протоколов первой Режицкой думы.
Группа домовладельцев во главе с гражданином Паперным пришла на заседание думы с требованием уменьшить налог, назначенный им финансовой комиссией. Председатель ответил, что "дума выбрана всем населением города Режицы и представляет собой защитницу интересов всех слоёв населения". Этот ответ не удовлетворил гражданина Паперного и его единомышленников, крики и шум не позволили продолжать заседание. Работа думы восстановилась только после того, как домовладельцы покинули зал. В поддержку домовладельцев, уже в спокойном тоне, выступил гласный Мантейфель, он внёс предложение пополнить финансовую комиссию двумя членами от домовладельцев. Ему возразил гласный Смельтер, который указал на то, что недомовладельцев в Режице, по крайней мере в 100 раз больше, чем домохозяев, и в таком случае они имели бы право на включение в состав комиссии 200 членов. Предложение Мантейфеля было отвергнуто большинством (15 против 8).
Второй эпизод связан с защитой еврейских гласных Гирша Эткина и Меера Поляка. Суть их вины из протоколов не ясна, понятно только, что городская управа передала префекту полиции протокол заседания думы, что было противоправно. Гласный Гродзинский (в то время он уже не был председателем) предложил взглянуть на проблему шире, считая, что речь тут идёт не только о защите гласных, но и думы, как таковой. Нельзя позволить городской управе и полиции ставить себя выше думы.
"Никогда нельзя допустить, чтобы зависящая фактически от Думы полиция считала себя выше Думы - авторитетного выборного органа самоуправления. Тогда от демократичности ничего не останется. Ответ префекту может быть только один: руки прочь от городского самоуправления. Дума протестует против создавшегося положения и сумеет найти пути к защите своих законных прав".
Демократический настрой Режицкой городской думы отражал перемены, происходившие во всей стране. Обретя независимость, не только латыши, но и другие народы, живущие в Латвии, были полны чаяний и надежд на лучшую жизнь. Верили лозунгам, что Латвия будет национально терпимой страной, где будет царствовать закон. "Латвия для всех жителей Латвии!". Зная про последующие события (разгон сейма, запрет политических партий), с горечью сознаёшь иллюзорность тех надежд. Это было "торжество доброй утопии", - так охарактеризовал благие намерения первых лет историк Айварс Странга в статье "Латвия в 20 веке в контексте европейской истории". Но тогда, в начале 20-х годов, были основания для веры - происходили реальные демократические перемены, касающиеся национальных меньшинств. Латвия была многоголосной - все говорили на своих языках и праздновали свои праздники, открывались национальные школы - в небольшой Режице были четыре государственные гимназии: латышская, русская, еврейская и польская. Создавались национальные театры, выпускались газеты, в том числе и на идиш.
Интересно увидеть, как демократический настрой 20-х годов отразился в архитектуре того времени. Мало кто знает, что означают две динамичные скульптуры у входа в кинотеатр Splendid Palace, который был построен в 1923 году. Это отображение легенды из истории Древнего Рима, смысл которой заключается в возможности примирения и сосуществования народов.
В Риме было очень мало женщин, и вот римляне решили похитить девушек у соседнего племени сабинян. Они пригласили их с семьями, безоружных, на праздник и вероломно осуществили задуманное. Возмущённые сабиняне начали войну, которая продолжалась несколько лет. Во время решительной битвы, когда сабиняне уже почти одолели римлян, сабинянские женщины, уже ставшие жёнами римлян и имевшие от них детей, бросились на поле боя и примирили враждующих. И был заключён вечный мир, по которому два народа соединились в единый народ, у которого было два правителя - римский царь Ромул и царь сабинян Тит Таций.
Историю кинотеатра Splendid Palace рассказала Ольга Дорофеева, подробнее о ней можно прочитать на портале "Русские Латвии".
"Римляне и сабинянки" у входа в кинотеатр Splendid Palace |
Сегодня вопрос умения сосуществовать всем народам, живущим в Латвии, остаётся таким же актуальным, а памятник примирения - загорожен безобразной бетонной конструкцией.
Комментариев нет:
Отправить комментарий