Список статей

Список статей

Название города   Когда евреи жили в Режице   И.О. Венедиктов и его "Буклет-справочник"  "Уездный лекарь, наделённый да...

Семья доктора Гродзинского. Часть 2.

 

Виктор. Студенческие годы. 

Большинство друзей моего отца Виктора Гродзинского, которых я знала в детстве, в юности были левонастроенные. Это были бывшие подпольщики, члены прокоммунистических организаций, таких как МОПР (Международная организация помощи борцам революции), комсомол (Коммунистический союз молодёжи) и “Sarkanā Palīdzība” (Красная помощь). Среди них были Борух Беркович, Соломон Гиллер (создатель противоракового фторофура, директор Латвийского Института органического синтеза), Исак Брод, Вульф Альперович, Язеп (Джо) Эйдус (учёный физик, за свою преданность коммунистическим идеям отсидевший сначала в ульмановских лагерях, а потом в сталинских), Люба Футлик. Мне кажется, членами компартии до 1940 года были немногие из них, но все они искренне верили в коммунистические идеалы, в возможность создания общества без разделения на классы, без эксплуатации бедных богатыми, без национального неравенства (интернационализм). 

Виктор Гродзинский - студент химического факультета Латвийского университета. 


"Ķīmikums", бульвар Кронвальда 4 (в парке около канала).
Химический факультет ЛУ находился в этом здании до 2015 года.

В 1925 году Виктор поступил в Латвийский университет и переехал в Ригу. Здесь он познакомился с молодыми людьми, связанными с революционным подпольем. Одним из них был Борух (Бойка) Беркович, впоследствии женившийся на сестре Виктора Вере. Бойка был на год моложе Виктора, однако оказал большое влияние на формирование его взглядов. В университете Виктор стал членом двух студенческих организаций, примыкавших к компартии, - Еврейского Академического союза и Darba studentu biedrība (Общество Трудовых студентов). 

В недавно созданном Латвийском университете укоренилась традиция, пришедшая из Европы, - студенческие братства - корпорации. Деятельность корпораций регулировал Конвент. Корпорации создавались по землячествам, национальностям и по интересам. Немало корпораций было открыто антисемитскими, как например, "Перконкрустс". Помимо 23-х корпораций было ещё 69 других студенческих объединений, в том числе еврейских не менее 13. Студентов-евреев в университете было около 10%. В Конвент их не допускали. Однако и внутри студенческого еврейства не было единства. Его и не могло, так как еврейские студенты представляли весь спектр еврейской общественной жизни: это и сионисты (правые - буржуазные, левые - “трудовые” и ревизионисты), и приверженцы социал-демократического Бунда, и беспартийные.. Еврейский Академический союз (Академсоюз, Акадсоюз) объединял студентов, придерживавшихся взглядов левее бундовских. 

Академсоюз был создан в 1925 году, Виктор Гродзинский был одним из его основателей, а позже - председателем. В конце 1920-х годов в нём было около 120 членов. Свои задачи “академики” видели в пропаганде марксизма среди еврейской рабочей молодёжи (не только студенческой), которую вели на родном идише. Проводили собрания, диспуты, лекции. Один из вечеров был посвящён пятидесятилетию со дня смерти Карла Маркса, доклад под названием “Маркс живёт и побеждает” прочёл известный латвийский юрист Макс Шац-Анин (1885-1975). В 1953 году этот преданный марксист и борец с сионизмом был арестован как “безродный космополит”. Наверное, многим знакомо имя дочери Шац-Анина Руты Марьяш (1927-2016). В конце 1980-х годов она была одним из организаторов Латвийского общества еврейской культуры, членом Народного фронта Латвии, депутатом Сейма. 

Сегодня уже почти забыт марксистский лозунг “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”, однако он владел умами огромной части человечества. Классовые интересы должны быть выше национальных - эту марксистскую идею отстаивали “академики” в горячих спорах с сионистами и бундовцами. Диспуты, порой, заканчивались потасовками и драками. 

Как я сказала вначале, одновременно с Еврейским Академсоюзом Виктор был членом Общества трудовых студентов Darba studentu biedrība, которое объединяло студентов разных национальностей - выходцев из рабочей среды. 

Здание на улице Меркеля 1, где в своё время была штаб-квартира Общества Darba studenti 

Академсоюз и Darba studenti были легальными организациями, но находились под пристальным вниманием Политуправления (охранки), так как их связь с Латвийской компартией (ЛКП) ни для кого не была секретом. Что представляла из себя ЛКП, была ли она влиятельной силой и какое место занимала в палитре политических сил Латвии? Образовалась ЛКП в 1919 году из большевистского крыла Социал-демократии Латвии. Партия не была многочисленной, число её членов колебалось от 700 до 1200. Евреев в её руководстве не было, да и среди рядовых членов их было не так уж много. Компартия была нелегальной, так как она своей целью ставила смену государственного строя. Поддерживали коммунистов малоимущие слои общества, в том числе и беднейшие евреи. Однако уже в 20-е годы сформировалось течение коммунистически настроенной еврейской интеллигенции. Это была молодёжь с юношеским максимализмом неприемлющая социальную несправедливость. Надо сказать, что среди них были и дети из состоятельных семей. Немаловажную роль имела и постепенно усиливавшаяся дискриминация евреев, которых планомерно отторгали от государственной службы. В 1930 году в государственных учреждениях работало только 25 евреев, и это включая Еврейский отдел при Министерстве просвещения (Б.Волкович). 

Уже в студенческие годы Виктор начал работать в Рижском горкоме МОПРа и в ученических кружках при ЦК комсомола как пропагандист. В отличие от Академсоюза и Darba studenti эти организации были подпольными, нелегальными. Деятельность революционного подполья в 30-е годы заключалась в распространении идей - изучении марксизма-ленинизма, проведении “летучих митингов” и первомайских демонстраций, вывешивании красных флагов и лозунгов с революционными призывами “Долой!” и “Да здравствует!”. Распространяли листовки и газеты, которые печатали в подпольных типографиях. Ни о каком терроризме или подготовке к восстанию речи не шло. 

Международная организация помощи борцам революции была создана в 1922 году Коминтерном. В то время ещё верили в скорую победу мировой революции и МОПР был создан для укрепления этой идеи - необходимо было оказывать денежную и материальную помощь осуждённым революционерам и их семьям во всех странах мира. К 1932 году число членов МОПРа во всём мире достигло 14 миллионов человек, из которых 10 миллионов были гражданами СССР, членство было "добровольно-принудительным". 

Марка об уплате членского взноса МОПР.

Помимо членских взносов средства с населения собирались и в виде пожертвований. У нас дома сохранился документ, свидетельствующий о таком пожертвовании. Мои дедушка и бабушка (по маме) пожертвовали свои золотые обручальные кольца. Это происходило во Владивостоке в 1924 году. 

Расписка МОПРа, выданная моему дедушке и бабушке. 
Принято пожертвование в пользу МОПРа от члена РКП Вакулюка Платона и гражданки Вакулюк Пелагеи два золотых обручальных кольца. 
Рассказ о революционной и общественной деятельности моего отца как-то отодвинул на второй план главное - учёбу. Между тем, в 1933 году Виктор Гродзинский окончил университет на отлично со званием инженера-химика. При этом учился он, фактически, на двух факультетах - помимо химии, посещал лекции по математике. 

Студенческая (зачётная) книжка Виктора Гродзинского. 
Отметка "ļoti sekmigi" - "очень успешно" в ней преобладает. 

Рассказ об Академсоюзе хочется дополнить событиями, происшедшими уже в советское время, когда несколько членов Акадсоюза подверглись репрессиям. Абсурдность ситуации заключалась в том, что их обвинили в еврейском буржуазном национализме, то есть именно в том, с чем они боролись. Это произошло в 1961 году, время было уже не сталинское, когда за такое расстреливали, но многие из обвиняемых не смогли оправиться от этого удара до конца жизни. “Делом” сначала занимался КГБ, а потом ЦК Компартии Латвии. Двое участников были исключены из партии, что тогда автоматически означало увольнение с работы. Пострадал и мой отец Виктор Гродзинский, в то время главный инженер химфармзавода № 6 (будущего Кальцекса). По стечению обстоятельств, незадолго до того он был представлен к высокой правительственной награде (ордену) за заслуги в создании и развитии химико-фармацевтической промышленности Латвии. После многочисленных допросов и унизительной “проработки” на партсобрании ему был вынесен партийный выговор. Ордена, конечно, не дали. Подробно описал “дело 1961 года” сын одного из членов Акадсоюза Ивар Брод

А вот в 1970-е годы ветер подул с другой стороны. В архиве моего отца сохранился список членов Академсоюза, погибших на войне и во время культа личности. Он составил этот список по запросу Института истории АН ЛССР. Список, безусловно, неполный, так как институт интересовали лишь те, кто был членом КПСС до войны, кроме того отец составлял его по памяти в 1974 году. В списке 21 человек, из которых 12 погибли на фронте, 5 - во время культа личности, 3 - в Испании, 1 - застрелен политохранкой. 

Список членов Еврейского Академического союза, 
погибших на войне и во время культа личности. 
  1. Плакхин Гирш Израйлевич - замполитрука в 92 Стрелковом полку, погиб на фронте. 
  2. Натансон Гари - погиб на фронте. 
  3. Решин Хаим - погиб на фронте.  
  4. Шур Абрам - архитектор, погиб от ран, полученных на фронте. 
  5. Гуревич Саул - погиб на фронте. 
  6. Зильберман Залман - погиб под Нарофоминском. 
  7. Сегаль Яков Самуйлович - прокурор в Вентспилсе, погиб в Латышском стрелковом батальоне. 
  8. Секунда Абраам - погиб на фронте. 
  9. Цейтель Лейб - погиб на фронте. 
  10. Фридман Евгений - погиб на фронте. 
  11. Бах - погиб на фронте. 
  12. Крамер Менде - погиб во время культа личности. 
  13. Генкин Борис - погиб во время культа личности. 
  14. Хазан Лейб Давидович - погиб на фронте. 
  15. Цейтель Борис - погиб в Интернациональной бригаде в Испании. 
  16. Шварц Михаил - погиб в Интернациональной бригаде в Испании. 
  17. Гуревич Хаче - погиб в годы культа личности. 
  18. Донхин - погиб в Интернациональной бригаде в Испании.  
  19. Эйдус Бено - убит политохранкой. 
  20. Гинсбург Лема - погиб во время культа личности. 
  21. Фридман Зорех - погиб во время культа личности. 
Закончить этот пост мне хочется словами Артура Жвинклиса из книги “Евреи и Советская власть”. 
“Нельзя судить об этих людях с позиций современного исторического опыта. Они не понимали, с каким режимом и с какими идеями они связались. В те годы ещё не прокатилась волна сталинских репрессий и многие искренне верили в миролюбие Советского Союза и его заботу о пролетариях всех стран. Мрачное будущее никто не мог предвидеть. Разочарование наступило позднее”. 

Этот пост я написала, опираясь на архив моего отца Виктора Гродзинского, а также работы Бориса Волковича - статью “Еврейские студенческие организации в Латвии” и книгу “Сионистское движение в Латвии (1918 - 1940)”. Окунуться в революционную юность того поколения мне помогла книга Язепа Эйдуса “Прошедшее. Взгляд в прошлое и переоценка”.



4 комментария:

  1. Как всегда, много нового и интересного. Спасибо!
    Как думаете, у дедушки разочарование тоже появилось или всё-таки он всегда верил в эти идеи?

    ОтветитьУдалить
  2. Очень рада, что мой труд не напрасен, спасибо за отклик, Настенька. А разочарование, думаю, у дедушки к концу жизни было.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У нас Максим главный почитатель вашего блога. Он вообще очень гордится моим дедушкой и его революционной деятельностью :)

      Удалить
  3. Как всегда, очень интересно! С интересом узнал о списке членов Академсоюза, составленном д. Витей. Хотелось бы иметь ссылку на “дело 1961 года”, написанного Иваром.

    ОтветитьУдалить