Список статей

Список статей

Название города   Когда евреи жили в Режице   И.О. Венедиктов и его "Буклет-справочник"  "Уездный лекарь, наделённый да...

Уездный лекарь, наделённый даром слова

Так коротко и метко охарактеризовал своего прадеда ярославский учитель М.А. Нянковский. Речь идёт о докторе Николае Аркадьевиче (Насоне Ароновиче) Тынянове (1860 - 1924). Резекненцы гордятся своим уроженцем - писателем и литературоведом Юрием Тыняновым - в его честь названа улица и на доме, где он родился, установлена мемориальная доска. Этот пост о его отце. 


Доктор Тынянов приехал в Режицу в 1885 году и прожил здесь тридцать лет. В конце жизни стал писать воспоминания, которые назвал "Записки старого доктора" (а было ему в то время 56 лет). Михаил Александрович Нянковский нашёл эти тетради на чердаке старого дома в Ярославле и отрывки из них включил в свою книгу «О тех, кого помню и люблю». Книга, наверное, мало кому известна, так как она вышла тиражом 500 экземпляров. Приведу из неё несколько отрывков, касающихся доктора Тынянова и Режицы. 

"Седьмого января 1885 года я получил диплом на звание врача и, послав Киеву последнее "прости", тронулся в путь, в Вильну к родителям откармливаться и отсыпаться. Тут мой отец (который меня очень любил и которого я, в свою очередь, тоже очень любил) устроил мне торжественную встречу. Подкрепившись, поправившись, отдохнувши, стал подумывать, как мне устроиться, где поселиться. Чувствовал я, что и багаж-то моей медицины лёгкий, и содержание его уложено пока в беспорядке, не утрамбовано и решил ехать в средний город. Выбор мой остановился на г. Режице. Здесь я скоро нанял квартиру (особняк), взял на прокат мебель, достал себе лакея, прибил к дверям дощечку и стал ждать больных. То было 20 мая 1885 года.

В свободное от больных время я катался, бывало, летом по вечерам на лодке по прилегающему к городу озеру. Зимою же вечера проводил у знакомых, играли в преферанс, а иногда ходил в наш клуб. Изредка и ко мне приходили знакомые, тоже играли в карты. Была потом и холодная закуска. Когда я ждал гостей к себе, я заранее озабочивался о приготовлении закуски и "раскошеливался".  Посылал я покупать шесть французских (больших) булок по 5 коп., бутылку водки по 35 коп., селёдку голландскую (настоящую) за 15 коп., кильки 35 коп., кефаль, скумбрию по 45 или сардинки за 50-60 коп., масло 1 р. 30 коп., сыр голландский или швейцарский коп. 30-40 и чай. Не всё, конечно, съедалось, всё же обходилось 3 р.! Разорительно!..

Когда положение моё стало прочным и заработок мой был настолько достаточным, чтоб быть в состоянии прокормить семью, я 21 марта 1889 года женился".

Его жена Софья Борисовна (Хася Берковна, ур. Эпштейн) была коренной режичанкой. Вместе со своей сестрой Анной Борисовной она была совладелицей кожевенного завода в Велионах (Вилянах). 

В своих "Записках" доктор Тынянов описывает бытовые картинки и курьёзы из врачебной практики.  О них будет отдельный пост. 

Доктора Тынянова хорошо знал писатель В.А. Каверин, он был женат на его дочери Лидии Николаевне. Вот, что он о нём писал в 20-е годы. 

"Николай Аркадьевич Тынянов, человек широко образованный, владевший несколькими языками, был известен в городе как врач бедноты. И любят, и помнят его до сих пор, как я убедился, хотя город перенёс нашествие и палачество немцев, все неисчислимые бедствия войны. Когда я его узнал, он уже не занимался практикой — хроническая загадочная болезнь (он почти не владел левой ногой), мучившая его много лет, в конце концов лишила возможности работать. Добрый и внимательный, он отдавал много времени воспитанию детей". (Из книги В.Каверина и Ю.Новикова «Книга о Тынянове»)


У доктора Тынянова было трое детей, двое из которых - Юрий и Лидия - стали писателями, а третий - Лев пошёл по стопам отца и стал врачом. Михаил Нянковский - внук Льва Николаевича Тынянова. 
"Дом Тыняновых был весёлый, шумный, гостеприимный, всё здесь было проникнуто взаимной заботой и любовью", -  так Нянковский пересказывает воспоминания своих родных.

Во время Первой мировой войны Тыняновы покинули Режицу, эвакуировались в Ярославль и больше не вернулись. 

Доктор Тынянов и доктор Гродзинский, мой дедушка, дружили семьями. Мне посчастливилось встречаться с Лидией Николаевной Тыняновой в 80-е годы. Она хорошо помнила моего папу маленьким мальчиком (он был на пять лет моложе её) и рассказывала, как Гродзинские жили у них на даче в Агаповке.


Из книги Арниса Виксны "Latgales ārsti un ārstniecība. 1777 - 1918"

Комментариев нет:

Отправить комментарий