"Из всех регионов Латвии Латгалия - одна из тех невест, руки которой добивались многие", - из речи министра иностранных дел Латвии З.Мееровица в 1919 году.
И это о Латгалии, которую принято считать самой отсталой, депрессивной частью Латвии. Далее Мееровиц называет этих соискателей. Прежде всего это, конечно, Латвия и Россия. Однако не только эти страны желали считать Латгалию своей неотъемлемой частью. Польская республика предоставляла карты и меморандумы, доказывающие, что Латгалия - это польская земля и что в духовном и культурном отношении она находится под влиянием Польши. Другим претендентом была Литва, представители которой считали, что судьбы обеих регионов должны определяться сообща. Ну и Белоруссия вполне могла претендовать, если бы была самостоятельным государством.
Все перечисленные выше народности жили в Латгалии. Но был и ещё один народ, который по численности был преобладающим в городах - Режице, Двинске, Лудзе. Это евреи. Они не могли претендовать на эту землю, но какова же была их позиция, когда решалась судьба Латгалии?
Впервые вопрос о признании витебских и курляндских латышей одним народом был поднят на Первом Латгальском конгрессе, более точное название Конгресс латышей Латгалии. Он состоялся в Режице 26-27 апреля 1917 года. Евреи, как и другие инородцы, были приглашены в качестве гостей, без права голоса. Их отношение к этому конгрессу первоначально было, очевидно, дружественное, так как среди приветственных речей была и речь доктора Гродзинского (моего деда). Он, от лица всех латгальских евреев, пожелал добросердечного содружества живущим здесь латышам и евреям (Latgales dati). Возможно, что благожелательный настрой изменился после того, как бразды правления конгрессом перешли в руки католического духовенства.
В 1917 году вопрос об отделении от России вообще не стоял. Речь шла об объединении "жителей Витебской губернии с латышами Видземе и Курземе в один автономный организм в российском государстве", - так было записано в резолюции Конгресса, которая была направлена в Петроград Временному правительству. Ответ был отрицательным: заниматься переделом губерний в то время, как продолжаются военные действия и российские земли оккупированы противником не представляется разумным. Вопрос об автономии может быть поднят лишь после окончания войны.
Конгресс завершился избранием Временного Земельного Совета Латгалии, в котором для евреев было зарезервировано 8 мест. Однако евреи от участия в Совете отказались. Почему? Одной из причин могло быть доминирующее влияние в Совете католических священников - боялись усиления антисемитских настроений. Другая - надежды на демократические сдвиги в России. Шёл 1917 год. Латвии ещё не существовало, а в России было свергнуто самодержавие. Шла подготовка к выборам во Всероссийское Учредительное собрание, которое должно было определить дальнейшее устройство власти в стране. Была ликвидирована черта оседлости. Кроме причин политического характера были ещё и крепкие родственные связи с Вильно, Витебском, Псковом, Москвой, Петербургом. Латгальские евреи тяготели к России - русский язык для многих был домашним, а русская культура близкой (в отличии от курляндских, ориентированных на Германию).
Как бы то ни было, но известно, что евреи приняли участие и в альтернативном конгрессе - Совещании русских Латгалии, которое состоялось 2 июля 1917 года в Режице. Это Совещание призывало не спешить с решением вопроса о выходе из Витебской губернии, отложить его до окончания войны и созыва Всероссийского Учредительного собрания. На Совещании русских Латгании был избран Организационный комитет, в котором доктор Гродзинский представлял еврейскую общину.
Согласие на отделение трёх латгальских уездов от Витебской губернии было получено после Октябрьского переворота, в декабре 1917 года. Состоялся ещё один Латгальский конгресс, который называют Вторым, официальное же его название Съезд Советов латгальских уездов Витебской губернии. Он также проходил в Режице. Только руководили работой теперь красные латышские стрелки, а не католическая церковь. Еврейские делегаты проголосовали против отделения от Витебской губернии.
Вопрос об отделении Латвии от России возник в январе 1918 года после разгона в Петрограде Учредительного собрания. В ноябре 1918 года правительство Карлиса Улманиса провозгласило Латвию независимым государством. В 2018 году Латвия торжественно отмечает своё 100-летие. До Латгалии это событие дойти не успело, так как 30 ноября она была занята частями Красной армии и в декабре 1918 была провозглашена Советская Латвийская республика во главе с Петром Стучкой.
С июня 1919 по январь 1920 года резиденцией правительства Стучки была Режица. Действия стучкинского правительства оказались очень далёкими от обещаний. Национализация банков, запрет свободной торговли, голод и разруха. Ревтрибуналы заменили законные суды. "Бывшие домовладельцы и, вообще, лица буржуазного и интеллигентного сословия арестовываются и частью расстреливаются, частью вывозятся в качестве заложников" (газета "Сегодня", 4.10.1919). Среди этих лиц было много евреев.
Правительство Стучки сложило свои полномочия 13 января 1920 года под натиском наступавших антибольшевистских сил. Тогда и произошло фактическое воссоединение латвийских земель.
После кровавого террора П.Стучки евреи смотрели на новую родину с надеждой. Карлис Улманис, провозглашая независимую Латвию, сказал:
"Все граждане без различия национальности призываются помочь, ибо в Латвии будут обеспечены права всех национальностей. Это будет демократическое, справедливое государство, где не может быть ни угнетения, ни несправедливости".
И это о Латгалии, которую принято считать самой отсталой, депрессивной частью Латвии. Далее Мееровиц называет этих соискателей. Прежде всего это, конечно, Латвия и Россия. Однако не только эти страны желали считать Латгалию своей неотъемлемой частью. Польская республика предоставляла карты и меморандумы, доказывающие, что Латгалия - это польская земля и что в духовном и культурном отношении она находится под влиянием Польши. Другим претендентом была Литва, представители которой считали, что судьбы обеих регионов должны определяться сообща. Ну и Белоруссия вполне могла претендовать, если бы была самостоятельным государством.
Все перечисленные выше народности жили в Латгалии. Но был и ещё один народ, который по численности был преобладающим в городах - Режице, Двинске, Лудзе. Это евреи. Они не могли претендовать на эту землю, но какова же была их позиция, когда решалась судьба Латгалии?
Впервые вопрос о признании витебских и курляндских латышей одним народом был поднят на Первом Латгальском конгрессе, более точное название Конгресс латышей Латгалии. Он состоялся в Режице 26-27 апреля 1917 года. Евреи, как и другие инородцы, были приглашены в качестве гостей, без права голоса. Их отношение к этому конгрессу первоначально было, очевидно, дружественное, так как среди приветственных речей была и речь доктора Гродзинского (моего деда). Он, от лица всех латгальских евреев, пожелал добросердечного содружества живущим здесь латышам и евреям (Latgales dati). Возможно, что благожелательный настрой изменился после того, как бразды правления конгрессом перешли в руки католического духовенства.
Режица, Двинское шоссе. Видно здание синематографа "Диана", в котором проходил Конгресс латышей Латгалии |
В 1917 году вопрос об отделении от России вообще не стоял. Речь шла об объединении "жителей Витебской губернии с латышами Видземе и Курземе в один автономный организм в российском государстве", - так было записано в резолюции Конгресса, которая была направлена в Петроград Временному правительству. Ответ был отрицательным: заниматься переделом губерний в то время, как продолжаются военные действия и российские земли оккупированы противником не представляется разумным. Вопрос об автономии может быть поднят лишь после окончания войны.
Конгресс завершился избранием Временного Земельного Совета Латгалии, в котором для евреев было зарезервировано 8 мест. Однако евреи от участия в Совете отказались. Почему? Одной из причин могло быть доминирующее влияние в Совете католических священников - боялись усиления антисемитских настроений. Другая - надежды на демократические сдвиги в России. Шёл 1917 год. Латвии ещё не существовало, а в России было свергнуто самодержавие. Шла подготовка к выборам во Всероссийское Учредительное собрание, которое должно было определить дальнейшее устройство власти в стране. Была ликвидирована черта оседлости. Кроме причин политического характера были ещё и крепкие родственные связи с Вильно, Витебском, Псковом, Москвой, Петербургом. Латгальские евреи тяготели к России - русский язык для многих был домашним, а русская культура близкой (в отличии от курляндских, ориентированных на Германию).
Как бы то ни было, но известно, что евреи приняли участие и в альтернативном конгрессе - Совещании русских Латгалии, которое состоялось 2 июля 1917 года в Режице. Это Совещание призывало не спешить с решением вопроса о выходе из Витебской губернии, отложить его до окончания войны и созыва Всероссийского Учредительного собрания. На Совещании русских Латгании был избран Организационный комитет, в котором доктор Гродзинский представлял еврейскую общину.
Согласие на отделение трёх латгальских уездов от Витебской губернии было получено после Октябрьского переворота, в декабре 1917 года. Состоялся ещё один Латгальский конгресс, который называют Вторым, официальное же его название Съезд Советов латгальских уездов Витебской губернии. Он также проходил в Режице. Только руководили работой теперь красные латышские стрелки, а не католическая церковь. Еврейские делегаты проголосовали против отделения от Витебской губернии.
Вопрос об отделении Латвии от России возник в январе 1918 года после разгона в Петрограде Учредительного собрания. В ноябре 1918 года правительство Карлиса Улманиса провозгласило Латвию независимым государством. В 2018 году Латвия торжественно отмечает своё 100-летие. До Латгалии это событие дойти не успело, так как 30 ноября она была занята частями Красной армии и в декабре 1918 была провозглашена Советская Латвийская республика во главе с Петром Стучкой.
Карта прибалтийского региона на 22 декабря 1918 года. Жёлто-коричневыми цветами советские республики, среди них Советская Латвия |
С июня 1919 по январь 1920 года резиденцией правительства Стучки была Режица. Действия стучкинского правительства оказались очень далёкими от обещаний. Национализация банков, запрет свободной торговли, голод и разруха. Ревтрибуналы заменили законные суды. "Бывшие домовладельцы и, вообще, лица буржуазного и интеллигентного сословия арестовываются и частью расстреливаются, частью вывозятся в качестве заложников" (газета "Сегодня", 4.10.1919). Среди этих лиц было много евреев.
После кровавого террора П.Стучки евреи смотрели на новую родину с надеждой. Карлис Улманис, провозглашая независимую Латвию, сказал:
"Все граждане без различия национальности призываются помочь, ибо в Латвии будут обеспечены права всех национальностей. Это будет демократическое, справедливое государство, где не может быть ни угнетения, ни несправедливости".
Вот как бы выглядела карта Латвии без витебских уездов (окрашены жёлтым) |
Комментариев нет:
Отправить комментарий