Пожарный обоз - термин для нас непривычный, но вполне понятный. В начале ХХ века, когда ещё не было пожарных машин, основной тягловой силой в борьбе с пожарами была лошадь. В больших городах это была четвёрка лошадей, в маленьких - одна лошадка. В интернете я нашла такое описание выезда на пожар.
Выезд пожарной команды на пожар был эффектным и зрелищным. Под тревожный звук сигнальной трубы, разгоняющий прохожих, пожарный обоз, во главе с брандмейстером, восседавшим верхом на коне, на полном галопе, вырываясь из депо, мчался по булыжным мостовым. Стремительная вереница повозок, впереди которой неслась четверка передового хода, подгоняемая арьергардом, катила под грохот снаряжения и цокот копыт.
Одноконный бочечный ход (реконструкция). Фото с сайта fire-truck.ru |
Режицкое вольно-пожарное общество в начале века было гордостью города. Депо находилось на улице Пожарной, а вернее, улица получила название благодаря пожарному депо с возвышающейся над ним пожарной каланчой, игравшему немаловажную роль в жизни города.
Режица. Депо вольно-пожарного общества. Фото из фейсбука. |
А вот что писал о Режицком вольно-пожарном обществе составитель “Буклета-справочника” И.О.Венедиктов в 1911 году.
“Гордостью деревянного города была городская земская пожарная команда со своим оркестром, игравшая в городском парке у церкви по праздникам, и вольно-пожарное общество”.
Разительным контрастом выглядит положение общества через девять лет. В 1920 году пожарная команда осталась безлошадной и влачила жалкое существование. Большевики, отступая, уехали из города на пожарных лошадях, которых на тот момент было шесть, а заодно прихватили и оборудование. Лошадей приходилось брать у военных и у жителей города. “Жители города, владевшие лошадьми, при ударе в набат должны были являться к пожарному депо с лошадьми, сбруей и дугой”. Лошадки эти не отличались лихостью, выезд на пожар был далеко не таким бравым, как это описано выше.
Печальная картина того, что творилось на пожарах и в каких условиях приходилось работать пожарной команде, воссоздаётся из протоколов заседаний думы. Приведу несколько выдержек из протоколов 1920 года.
“В последнем пожаре в ночь с 19 на 20 сего сентября пожарные за неимением порядочных лошадей не могли поспеть скоро к пожару, едва притащив инструменты, и поэтому частная публика и солдаты, собравшись в большой массе, напали на пожарных, многих избили, стреляли из винтовок, причинив некоторым поранения, правда несерьёзные”.“Пожарное общество может закрыться, если не будет обеспечена безопасность пожарных дружинников. Критика деятельности пожарного общества, даже если бы она была верна, в данном случае совершенно неуместна и безусловно вредна, так как она может подбодрить насильников”.“О положении пожарного общества. К недавнему пожару лошади из комендатуры были доставлены столь усталыми, что не могли везти бочек. Между тем общество слышит нарекания – и даже получает официальные порицания за несвоевременное прибытие на пожар. Вольнопожарное общество должно будет ликвидироваться, если не будут приняты экстренно надлежащие меры”.
Евреи Режицы принимали активное участие как в создании вольно-пожарного общества, так и в дальнейшей его работе. Учредителем общества в 1875 году был Эльях Шапиро. Начальником пожарной команды - брандмейстером, с 1892 года - дантист Бер Гецелевич Черфас.
Бер Гецелевич Черфас. Фотография из Альманаха 1939 года. |
О Бере Черфасе мне известно очень мало. Родился он в Режице в 1874 году, то есть стал брандмейстером, когда ему было 18 лет. Года его смерти я не нашла, известно только, что в 1939 году, когда вышел Альманах, его уже не было в живых. В 1919 году он жил на улице Свободы 52 (в 1919 году так называлась Большая Люцинская, современный Латгальский проспект), в этом же доме жил провизор Д.Черфас (его брат?).
На сегодняшний день нет уже ни старого пожарного депо с каланчой, ни Пожарной улицы, с 1964 года это улица Юрия Тынянова.
Использованы материалы из следующих источников:
ЛГИА - ф.3806-1, дела № 87, 88, 242
Сайт fire-truck.ru
Книга В.В.Никонова “Резекне перед третьим пришествием”
History of Jewish Rezekne by Esther Rechtschafner
Комментариев нет:
Отправить комментарий