1918 год - немецкая оккупация.
В марте 1918 года больница № 6 Всероссийского Земского Союза, которая находилась по Двинскому шоссе 20, была преобразована в городскую амбулаторию. Штат её состоял из четырёх человек: врач - заведующая, фельдшер, сестра милосердия и санитарка.
Первой заведующей была Анна Самойловна Ливер, именно благодаря её отчётам, а также многочисленным обращениям в городскую думу с призывами о помощи до нас дошли сведения о работе амбулатории. Анна Ливер была уроженкой Креславки (Краславы), родилась в 1888 году, то есть в 1918-м ей было 30 лет. В Режицу приехала в октябре 1916 года. Из её анкеты известно, что она закончила Московские высшие Женские курсы и была беспартийной.
Амбулатория создавалась как бесплатное лечебное заведение, в котором медицинская помощь была бы доступна беднейшему населению. Также бесплатно выдавались лекарства из аптеки при амбулатории. О том, что это учреждение было действительно востребовано, говорят следующие цифры статистического отчёта.
С 14 марта 1918 года (день открытия амбулатории) — по 1 января 1919 года, то есть за 10½ месяцев (до большевиков) через амбулаторию прошло 11162 больных, получается в среднем - 39,5 больных ежедневно.
В некоторые дни принимали и по 50-60 человек. В ноябре 1918 года пришлось ввести плату, так как городская казна была пуста. Вот как описывает первый год работы Анна Ливер.
До прихода большевиков в амбулатории производился бесплатный приём с бесплатной выдачею беднейшему населению лекарств из аптеки амбулатории; врач амбулатории был обязан посещать тяжёлых больных беднейшего населения на дому; штат амбулатории состоял из врача-заведующего, фельдшерицы, сестры милосердия и санитарки. В последний месяц до прихода большевиков, ввиду сложного финансового положения Городской Управы, в амбулатории была введена плата за лекарства и за осмотр (с первичных больных 2 рубля и повторных — 1 рубль).
1919 год - Советская власть.
При большевиках всё стало называться Советским, в том числе и амбулатория. Советской улицей стало и Двинское шоссе. Анна Ливер оставалась заведующей. Вот как она описывает этот период.
За время господства большевистской анархии мне как заведующей удалось сохранить амбулаторию от закрытия, на что неоднократно покушалась власть. Но большевиками была всё же закрыта аптека при амбулатории и все запасы её взяты. Персонал остался в том же составе, что и до большевиков.
Изменился и характер работы - помимо лечения приходилось много времени уделять осмотрам и справкам.
Во время большевиков амбулатория была перегружена до чудовищных размеров многочисленными освидетельствованиями … бесчисленных «служащих союза».
1920 год - латвийское время.
Буквально в первые дни после освобождения Режицы состоялось совещание городской управы с врачами города. На нём решались вопросы организации городской медицины, в частности, дальнейшая судьба амбулатории. Было принято следующее решение:
Городская Амбулатория должна обслуживать приходящих больных с 10 до 1 часу пополудни и обеспечивать посещение больных на дому в разное время после окончания амбулаторного приёма в пределах от 3 до 6 часов пополудни. В случаях, грозящих опасностью жизни больного, амбулатория оказывает помощь по возможности и вне определенных часов. Штат амбулатории определить следующий: 1 врач, 2 фельдшера, 1 санитарка — служительница.
На том же совещании было принято решение обратиться к Американскому Красному Кресту за помощью в обеспечении медикаментами. Эта помощь была предоставлена - лекарства для бесплатного отпуска были получены.
Из-за бедственного положения доктор Ливер неоднократно обращалась в городскую думу с прошениями. Приведу некоторые из них.
Персонал Амбулатории уже в течение двух месяцев не получает никакого жалования.
Существующие сейчас для персонала Городской Амбулатории оклады являются карикатурно нищенскими по сравнению с существующей дороговизной жизни.
С мая месяца Городская Управа не оплачивает никаких расходов по содержанию Амбулатории. Из личных средств мною израсходовано около 3000 рублей. Отсутствие средств ведёт, например, к тому, что приходится для заворачивания порошков употреблять отчётныя книги, что помимо своей нежелательности является очень негигиеничным и вызывает вполне справедливые, но оскорбительные для меня нарекания. Не будучи в состоянии содержать на свой счёт всю Амбулаторию, я прошу Городскую Думу сделать распоряжение о немедленной оплате имеющихся у меня счетов, также о регулярной выдаче на будущее время авансов на расходы.
Несмотря ни на что приём больных не прерывался. За год (с 1 апреля 1920 по 1 апреля 1921) было принято 16 614 больных. Это значит, что за день принимали в среднем по 45,5 человек.
Что лечили в амбулатории? Назову несколько цифр из статистического отчёта за указанный период, которые привлекли моё внимание: крупозная пневмония - 89, туберкулёз лёгких - 160, сифилис - 37, триппер - 38, английская болезнь (рахитизм) - 54, чесотка - 286, травмы - 2900, эпилепсия - 5, истерия-неврастения - 232, душевнобольные - 7, сердечно-сосудистые заболевания - 278, трахома - 2304.
Скупые данные статистического отчёта невольно рассказывают и о социальном статусе людей, которых обслуживала амбулатория, и об условиях их жизни, способствовавших вышеперечисленным болезням, - это нищета, скученность, недоедание.
Некоторые диагнозы звучат для нас необычно и даже немного комично, например, “английская болезнь (рахитизм)” - современный рахит. Есть болезни, которые сегодня почти забыты, например, болезнь глаз трахома, которая в начале ХХ века была повальным бедствием, достигшим размеров эпидемии. Тут вспоминается Шолом-Алейхем и его мальчик Мотл с рассказом о том, как эмигрантов с трахомой не пускали в Америку и разворачивали обратно.
Как видим, врач амбулатории должен был обладать всеобъемлющими знаниями. Это был и семейный врач, и скорая помощь.
Приведу ещё несколько обращений Анны Ливер в думу в 1920 году, по которым мы получаем представление не только о работе амбулатории, но и о режицкой жизни вообще.
В амбулатории не было своего транспорта, и для посещения больных на дому пользовались извозчиками. 4 мая 1920 года доктор Ливер просит возместить ей 300 рублей, израсходованных на извозчиков для поездок к бедным больным, а также в дальнейшем считать достаточной её личную расписку, не требуя счетов за каждую поездку.
В сентябре 1920 года Анна Ливер обращается в думу с прошением повысить оклады персоналу и предлагает следующие ставки:
врач - 2000 рублей,
два фельдшера - по 1500 рублей,
санитарка - 1000 рублей.
Итого в месяц - 6000 рублей.
Кроме того, она просит думу разработать смету и вносит следующее предложение:
помещение - 100 рублей,
освещение - 100 рублей,
отопление - 1500 рублей,
стирка белья - 100 рублей,
канцелярские принадлежности и прочие непредвиденные расходы - 100 рублей,
очистка выгребной ямы - 100 рублей,
медикаменты - 2000 рублей,
разъезды - 500 рублей.
Итого - 4500 рублей.
Врачам не полагалось ежегодного отпуска, и, чтобы получить его, они должны были указать вескую причину. Кроме того, им надо было найти себе замену, причём заменяющий врач работал без оплаты. В ноябре 1920 года доктор Ливер просит разрешить ей отпуск на три дня
“ввиду того, что мне необходимо поехать в м. Креславку для получения моих документов. Замещать меня в Амбулатории в более тяжёлых случаях согласился доктор Гродзинский”.
Доктор Гродзинский (мой дед) был в это время городским врачом и председателем думы.
В конце 1922 года Анна Ливер покинула Режицу, дальнейшая её судьба мне неизвестна. Заведование амбулаторией перешло к доктору Гродзинскому. К сожалению, я не смогла найти в архиве документов за этот период.
Если о создании амбулатории сведения очень чёткие, вплоть до дня открытия - 18 марта 1934 года, то о её закрытии данные неясные. В архивном деле 316 фонда 3806-1 имеется запись о том, что 30 июня 1932 года Резекненская городская амбулатория была ликвидирована. Возможно, что это была реорганизация, так как в книге В.Никонова имеется коротенькое, в несколько строк, упоминание о городской амбулатории, и речь тут идёт о её работе в 30-е годы. Надо сказать, что цифры существенно отличаются от первых лет работы: штат значительно увеличился - девять врачей и два фельдшера, а вот количество больных почти в три раза меньше - в 1934 году амбулаторию посетили 6508 больных (сравни с 16614). Изменился и адрес - в это время амбулатория располагалась в здании городской управы.
Я должна сказать, что и другие авторы (V.Grišāne, K.Strods) о Резекненской городской амбулатории упоминают вскользь, сведения о ней очень скупые. Однако, мне очень хочется, чтобы о деятельности этого медицинского учреждения остался хоть небольшой след в истории Резекне.
|
Докторский саквояж, к сожалению, не из Режицы. Фото из интернета.
|
Об исторических событиях, происходивших в описываемые годы можно почитать в предыдущих постах.
О немецкой оккупации в 1918 году см.
пост.
Событиям 1919 года посвящено несколько постов.
О событиях 1920 года см.
здесь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий